Официальный сайт
Адрес райисполкома:
231100, г. Ошмяны,
ул. Советская, 103
Электронная почта:
Ispolkom@oshmiany.gov.by
Телефон:  8-(01593)-4-46-16
Факс:  8-(01593)-4-55-25

О механизме функционирования электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость

Министерство налогам и сборам во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2016 г. № 30/210-73/3780р (далее – поручение Правительства) сообщает следующее.

В рамках внедрения на территории Республики Беларусь с 1 июля 2016 года механизма функционирования электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость (далее – ЭСЧФ) на официальном сайте МНС (www.nalog.gov.by) создан раздел «Электронные счета-фактуры», где размещается вся актуальная информация по данному вопросу.

         Во исполнение пункта 2 поручения Правительства, МНС письмом  от 06.04.2016 № 2-1-9/02121 информировало республиканские органы государственного управления (далее - РОГУ) и просило довести до сведения подведомственных организаций информацию о  внедрении на территории Республики Беларусь с 1 июля 2016 года механизма функционирования ЭСЧФ, способы создания ЭСЧФ, порядок работы с использованием Портала электронных счетов-фактур (www.vat.gov.by) (далее - Портал), а также минимальные технические требования к рабочим местам пользователей, необходимые для обеспечения бесперебойной работы с Порталом. Указанным письмом также доведена информация о проведении опытной эксплуатации АИС «Электронные счета-фактуры» и возможности принятия участия в ней плательщиками (в том числе индивидуальными предпринимателями).

         Справочно: в настоящее время к опытной эксплуатации подключено 1515 плательщиков. 
Информирование плательщиков о внедрении ЭСЧФ и об участии  в опытной эксплуатации дополнительно произведено инспекциями МНС в соответствии с письмом МНС от 19.04.2016 № 2-1-10/814 через «Центр  информирования» с направлением информации в «Личный кабинет» каждого плательщика в АИС «Расчет налогов». Следуя основным направлениям, заложенным в Директиве Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4, в частности, предусматривающим обеспечение максимального расширения сферы применения электронного документооборота, и во исполнение пункта 2 вышеуказанного поручения Совета Министров Республики Беларусь, МНС, продвигая концепцию налогового администрирования, базирующуюся на расширенном взаимодействии с плательщиком в электронном виде, информировало РОГУ о преимуществах автоматизированного ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций и использования электронного документооборота, в том числе в рамках применения механизма ЭСЧФ (письмо МНС от 25.04.2016 № 2-1-9/863).

Следует отметить, что работа по доведению до плательщиков информации о предстоящем внедрении механизма ЭСЧФ ведется налоговыми органами на постоянной основе.

Так, в частности, в январе-апреле 2016 года сотрудниками налоговых органов в г. Минске, областных центрах, городах областного и районного подчинения проведены тематические семинары с плательщиками и сотрудниками инспекций МНС по новациям законодательства, связанным с внедрением с 1 июля 2016 г. на территории Республики Беларусь механизма обращения ЭСЧФ, порядком их создания, направления и получения. В указанных семинарах приняло участие более 5000 плательщиков.

С плательщиками, входящими в состав отраслевых концернов «Белгоспищепром», «Беллесбумпром», «Беллегпром», «Белнефтехим», «БАМЭ», Минлесхоза, Минтранса, Минэнерго, специалистами МНС проведены встречи в формате тематических семинаров, конференций и круглых столов по механизму работы с ЭСЧФ с учетом отраслевых особенностей хозяйственной деятельности.   

 

    19 апреля 2016 г. Белорусским телеграфным агентством (БелТА) совместно с МНС проведена «ON-LINE-конференция» на тему «Электронные счета-фактуры», в рамках проведения которой было рассмотрено около 70 вопросов плательщиков, ответы на которые опубликованы на официальном сайте БелТА и МНС.

 

     В апреле в МНС состоялось заседание пресс-клуба, посвященное вопросу внедрения ЭСЧФ, при участии предприятия-разработчика программы, экономических служб предприятий, средств массовой информации.

    На проводимом с 19 по 22 апреля в г. Минске XXIII Международном специализированном форуме по телекоммуникационным, информационным и банковским технологиям «ТИБО-2016» был выставлен стенд МНС, целиком посвященный автоматизированной информационной системе  по учету ЭСЧФ, где посетители выставки получили информацию о работе данной системы и механизме заполнения, подписания, направления ЭСЧФ, как это происходило бы в режиме реального времени. Методологические основы обращения ЭСЧФ установлены МНС в принятом в соответствии с пунктом 2 статьи 1061 Налогового кодекса Республики Беларусь постановлении Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15 апреля 2016 г. № 15 «Об установлении формы электронного счета фактуры и утверждении Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры», которое в настоящее время проходит обязательную юридическую экспертизу в Министерстве юстиции Республики Беларусь.

   Справочно: постановление МНС размещено на официальном сайте МНС (www.nalog.gov.by) в разделе «Электронные счета-фактуры»Согласно представленной РОГУ во исполнение поручения Правительства информации, их подведомственные организации (подразделения) проинформированы о вводимом механизме обращения ЭСЧФ.   До МНС доведена информация о принимаемых мерах для работы          с 01.07.2016 с ЭСЧФ – проведении технического переоснащения, доработке учетных бухгалтерских программ. При этом некоторыми РОГУ указано на отсутствие возможности технической доработки учетных систем определенными плательщиками, в связи с чем сообщено, что такие плательщики будут работать с ЭСЧФ через Портал. Также отмечено, что у ряда организаций, ввиду специфики работы, требуется значительная доработка программных обеспечений, например, организации системы Минтранса.  

    В свою очередь, во исполнение пункта 1 поручения Правительства МНС дополнительно изучена степень автоматизации учета плательщиков налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь путем проведения опроса 50632 субъектов хозяйствования, а также  возможность доработки их учетных систем (см. приложение 1).

   Согласно указанным данным, полностью автоматизирован учет у 46,1 % опрошенных, частично автоматизирован у 28,6%, всего 74,7%. При этом из указанного числа на отсутствие возможности технической доработки указали 25,5% опрошенных. Полностью отсутствует автоматизация у 25,2 % опрошенных, большинство из которых это прочие юридические лица без ведомственной подчиненности (4318) и индивидуальные предприниматели (6596), а также организации подчиненные областным (Минскому городскому), городским, поселковым, сельским исполнительным комитетам (1204), Минпрому (34), Минстройархитектуры (17), Минтрансу (16), Минобразования (12).

   Схожие данные получены в результате опроса 365 крупных плательщиков.

 Справочно: учет автоматизирован у 351 опрошенных плательщиков (96,1%). При этом полная автоматизация имеется у 192 плательщиков (52,6%), частично автоматизированы 145 плательщика (39,7%), автоматизация отсутствует у 14 плательщиков (3,8% - плательщики системы Минтранса, концерна «Белгоспищепром», прочие юридические лица). О возможности технической доработки учетных систем сообщили 252 (69%) плательщиков; о невозможности технической доработки учетных систем сообщили 42 плательщика (11,5%)

 

   При этом по имеющейся информации ряд плательщиков ведет бухгалтерский учет с использованием нелицензионных программных продуктов, что исключает возможность официальной технической доработки таких программ на предмет автоматизации формирования ЭСЧФ в учетной системе такого плательщика и, как следствие, сложности в реализации механизма обращения ЭСЧФ.    

 

   Проведенный анализ указывает на то, что автоматизация учета значительного числа плательщиков (порядка половины опрошенных) не в должной степени соответствует (а в некоторых случаях отсутствует) требованиям, которые позволят полноценно и бесперебойно использовать механизм функционирования ЭСЧФ.   

 

 На основании изложенного, учитывая недостаточную степень автоматизации бухгалтерского учета значительного числа плательщиков Республики Беларусь, считаем необходимым дополнительно поручить республиканским органам государственного управления обеспечить тщательный контроль за организацией мероприятий, направленных на доработку бухгалтерских учетных систем подведомственных организаций.