Официальный сайт
Адрес райисполкома:
231100, г. Ошмяны,
ул. Советская, 103
Электронная почта:
Ispolkom@oshmiany.gov.by
Телефон:  8-(01593)-4-46-16
Факс:  8-(01593)-4-55-25

Ошмянская таможня

 Официальный сайт Ошмянской таможни:

   oshmiany.customs.gov.by

 
 
 
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
 
      Во времена Великого княжества Литовского, Русского и Жамойтского создавались таможенные округа, получившие название мыто. Центрами округов были крупные таможни – головные мытные каморы. К ним «прислухивались» (подчинялись) мытные каморы и их подразделения на второстепенных участках – мытные прикаморки, которые стали появляться в XIV в. В небольших населенных пунктах «лежали» посты мытной сторожи.
Известный исследователь белорусской старины М.В.Довнар-Запольский в своей книге «Государственное хозяйство Великого княжества Литовского при Ягеллонах» (Киев, 1901г.) на странице 537 указывает, что в 1570-ые гг. существовал Ошмянский прикаморок Виленской каморы.
    В дополнение к данному факту, в сборнике документов под названием «Акты, относящиеся к истории Западной России Т.IV. 1588-1632гг.» (СПб., 1851), упоминается Сморгонский прикаморок Виленской каморы. Текст документа за подписью короля польского и великого князя литовского Жигимонта III датирован 8 марта 1605 года и звучит следующим образом:
«А при том хочем мети, абы незвыклые прикоморки по селах и местечках около Вильна и на предместьях Виленских от мытников и арендаторов, а ни от кого иншого на вси потомные вечные часы становлены не были, и так на тых незвычайных прикоморках, яко и в самом месте Виленском и на предместьях, через слуг арендаровых и целничих, неякое мыто от подданных наших и шляхетских от товаров их домовых, которые они так з домов своих яко из розных местц, нижей комор пограничных покупивши, не за границу, але до места Виленского провадят, ижбы ни якое мыто так в Сморкгонех на прикоморку яко и на инших прикоморках в месте Виленском брано не было: поневаж тот товар купцы мещане Виленские от них покупившие и за границу провадячы, мыто новоподвышенное платят.
       Новый импульс в строительстве таможен на белорусско-литовском пограничье приходится на XX век.
    После развала Российской империи в ходе событий Первой мировой войны и Октябрьской революции, была объявлена независимость Польши. Молодое польское государство претендовало на включение в свой состав помимо этнических польских земель еще и белорусских, украинских территорий. В результате советско-польской войны 1919-1921 гг. войска Пилсудского захватили Западную Беларусь. Данное положение было закреплено подписанием Рижского мирного договора 1921 года.
     Следует отметить, что таможенная служба Польши входила в состав Министерства финансов. Именно поэтому 11 октября 1922 года премьер-министр Новак и министр финансов Ястржембский подписывают Распоряжение Совета Министров об установлении Дирекций таможен (таможенных округов) на территориях, включенных в состав Польской Республики после подписания Рижского договора. Параграфом первым были определены таможенные округа с центрами в Варшаве, Вильно и Львове.
       В Виленский таможенный округ входили 6 таможен во главе с таможней I класса в Вильно, а также таможни I класса в Турмонте, Захаце, Олехновичах, Столбцах и таможня II класса в Рачках. К зоне деятельности Виленской таможни относились Виленский, Ошмянский, Лидский, Воложинский, Новогрудский и Слонимский поветы, в Захаце – Дисненский и Дуниловичский, в Ольховичах – Виленский, в Столбцах – Столбцовский, Несвижский и Барановичский, в Рачках – Августовский, Сувальский, Сейненский, Гродненский поветы.
      В 1930 году произошла реформа таможенной службы Польши и округ в Вильно был ликвидирован. Все таможни, входившие в его состав, были переподчинены Дирекции Варшавского таможенного округа.
1939 год. Знаменательное для всех белорусов событие – воссоединение Западной Беларуси с БССР.
В 1939-1940гг. на границе с Литвой действовали таможни при железнодорожных станциях Гудогай, Лынтупы и Бенякони.
      История Ошмянской таможни начинается 20 ноября 1939 года, когда на железнодорожной станции Гудогай был создан таможенный пост. Согласно исторической справке, приказом Народного комиссара Внешней торговли Союза ССР №158 от 20 ноября 1939г. «Об открытии новых таможен» за подписью А.Микояна и на основании ст.17-й Таможенного кодекса располагали следующим штатом: начальник таможни, старший инспектор – заместитель начальника, 3 инспектора и сторож-уборщик, всего  6 человек.
      В 1992 году Ошмяны вновь становятся пограничным городом. Ошмянская таможня создана в соответствии с приказом Таможенного Комитета СССР от 18 ноября 1991 года. Организация и обустройство пограничных ПТО началось с июля 1992 года, а с 12 января 1993 года таможня, с численным составом 60 человек, вышла на защиту экономических интересов Республики Беларусь. Ошмянская таможня начиналась с вагончика у дороги и арендованного здания райсельхозтехники, превращаясь со временем в современные оборудованные пункты пропуска и комфортабельные   административные здания. Первым руководителем таможни был Ефимчик Владимир Григорьевич.
      6 апреля 1998 года в соответствии с приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 23.03.1998 № 105 – ОД произошла реорганизация таможни. В связи с ликвидацией Островецкой таможни в зону деятельности Ошмянской таможни вошли территории трех районов:   Ошмянского, Островецкого, Сморгонского. Численность сотрудников увеличилась со 168 до 370 человек. Таможня насчитывала 7 пунктов таможенного оформления.
    С 11.06.1998 по 12.01.2001 руководство таможней осуществлял Пыжик Александр Владимирович. В январе 2001 г. на этом посту его сменил Малек Руслан Зиновьевич, который проработал в должности начальника таможни по 29 апреля 2002 года.
      С мая 2002 года по 11 октября 2005 года таможню возглавлял Бодич Анатолий Евгеньевич, (уволен в порядке перевода начальником Минской региональной таможни).
    В сентябре 2002 года произошло объединение Ошмянской таможни с Вороновской и Поставской таможнями. В результате этого зона деятельности таможни распространилась на административные территории еще пяти районов и двух областей. В структуру Ошмянской таможни дополнительно вошли 3 таможенных поста, расположенных на расстоянии более 100 км: Вороновский, Лидский, Поставский.
      Ошмянская таможня – одна из крупнейших в республике. Протяженность таможенной границы составляет свыше 370 км. Практически все пункты пропуска через литовско-белорусскую границу, кроме одного, находятся в ведении Ошмянской таможни. К слову, на этом же участке границы несут службу Сморгонская пограничная группа и Лидский погранотряд.
      Ошмянская таможня находится в Гродненской области. Город Ошмяны расположен на западе Республики Беларусь. Географическое и экономическое положение Ошмянской таможни обеспечивает международные  автотранспортные и железнодорожные перевозки между Западной Европой и странами Восточной Европы и Азии. По административно - территориальному делению зона деятельности таможни включает Вороновский, Ивьевский, Лидский, Островецкий, Ошмянский и Сморгонский районы Гродненской области. В зоне деятельности таможни действуют 6 республиканских и 4 ведомственных пунктов таможенного оформления.