Сроки выплаты зарплаты

 Обязанность нанимателей по соблюдению сроков выплаты заработной платы регулируется множеством нормативных правовых актов: и Трудовым кодексом Республики Беларусь, и Декретом Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», и Указом Президента Республики Беларусь  от 27.11 1995 г. № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы».
    Осуществление надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, в том числе за соблюдением нанимателями сроков и порядка выплаты заработной платы, а также  выявление и пресечение данных нарушений, входит в компетенцию Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
    Тем не менее, не смотря на проводимую в этом направлении работу, подавляющее большинство обращений, поступающих в Сморгонский межрайонный отдел Гродненского областного управления  Департамента государственной инспекции труда, содержат вопросы несвоевременной выплаты заработной платы.
    С целью повышения правовой культуры нанимателей и работников сообщаем следующее.
    Согласно п.4 части первой ст.55 ТК наниматель обязан выдавать заработную плату в сроки и в размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором.
    Выплата заработной платы должна производиться регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже двух раз в месяц (статья 73 ТК).
    Для отдельных работников законодательством могут быть определены другие сроки выплаты заработной платы. Так, для  работающих по контракту работников пунктом 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. №29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29), предусмотрена выплата заработной платы не реже одного раза в месяц.
    Если сроки выплаты заработной платы совпадают с выходными днями или государственными праздниками и праздничными днями, ее выплата должна производиться накануне таких днеё.
    Таким образом, законодательство регулирует общий порядок выплаты заработной платы, но не устанавливает конкретные даты (числа) для выплаты ее первой, второй и иных частей. Наниматель должен определять их самостоятельно, предусматривая соответствующие положения в коллективных и (или) трудовых договорах.
    Зачастую наниматель в заключенных с работниками трудовых договорах определяет диапазон сроков (период) выплаты заработной платы (например, с 15 по 25 число), что не соответствует требованиям ст. 73 ТК, согласно которой заработная плата выплачивается в «дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре». Аналогичные требования следуют из содержания пункта 12 Примерной формы трудового договора, утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь 27.12.1999 № 155, а также пункта 9 Примерной формы контракта нанимателя с работником, утв.постановление.
     Совета Министров Республики Беларусь 02.08.1999 № 1180 (где установлено, что в трудовом договоре указываются дни, числа выплаты заработной платы, определенные в соответствии с законодательством, коллективным договором, соглашением или по соглашению сторон).
    Если в организации работает большое количество работников и стороны коллективного договора придут к выводам о целесообразности данного решения, то коллективный договор может содержать срок выплаты заработной платы работников организации в виде диапазона чисел календарного месяца, где, как правило, помимо указания диапазона дней определяются точные дни выплаты заработной платы для определенных категорий работников, структурных подразделений. При этом следует помнить, что трудовой договор (контракт) конкретного работника должен содержать точные дни (день) выплаты заработной платы для данного работника.
    На практике встречаются случаи, когда работник обращается к нанимателю с письменным заявлением, содержащим просьбу выплачивать заработную плату  один раз в месяц вместо положенных двух. Порой сам наниматель принимает решение о выплате заработной платы один раз в месяц, предусматривая соответствующее положение в коллективном и (или) трудовых договорах. Отказ от выплаты заработной платы два раза в месяц как на основании соглашения между работниками и нанимателем, так и по желанию самого работника прямо противоречит нормам ст. 73
     ТК (за исключением случаев, предусмотренных законодательством, при которых выплата заработной платы допустима один раз в месяц - в отношении работников, работающих по контракту). Следовательно, действия нанимателя и в том, и в другом случае неправомерны, т. к. данная статья Трудового кодекса содержит обязательное требование о выплате заработной платы работникам не реже двух раз в месяц. И если нет предусмотренных законодательством исключений, изменить такое правило нельзя ни по соглашению сторон, ни по желанию работника. В случае выявления подобных фактов нанимателю предписывается определить периодичность выплаты заработной платы не реже двух раз в месяц.
    Напоминаем, что согласно ст.58 ТК при несвоевременной выплате заработной платы она подлежит индексации, если задержка ее выплаты составляет календарный месяц и более по сравнению со сроком, установленным законодательством, локальным нормативным правовым актом нанимателя, трудовым договором (контрактом) работника. При этом индексацию несвоевременно выплаченных сумм в установленном законодательством порядке  производят все организации независимо от форм собственности (п.п.12,13 Инструкции о порядке и условиях индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, а также при несвоевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 05.05.2009 г. №57).
    Руководители предприятий обязаны знать, что именно они несут персональную ответственность за своевременную выплату заработной платы.
    Так, статья 47 ТК предусматривает дополнительное основание прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников при определенных условиях, подп. 12 – нарушение руководителем организации без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы.

Пунктом 2.10
     Декрета № 29 определено, что основанием для досрочного расторжения контракта с руководителем организации по инициативе нанимателя является нарушение без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы, пенсий и (или) пособий.
    Согласно подп.6 .6 п.6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» увольнение руководителя организации за нарушение без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий признается дискредитирующим обстоятельством увольнения.
    В течение пяти лет после увольнения по дискредитирующим обстоятельствам назначение руководителя на руководящие должности в любую организацию независимо от ее организационно-правовой формы осуществляется только при условии согласования этого назначения с председателем районного, городского (города областного подчинения) исполкома, главой администрации района г. Минска (города областного подчинения), на территории которого (которой) расположена данная организация либо ее соответствующее структурное подразделение в порядке, предусмотренном Советом Министров Республики Беларусь.
    Кроме того, нарушение нанимателем установленных сроков и периодичности выплаты заработной платы является основанием для досрочного расторжения контракта по требованию работника, ст.41 ТК, с выплатой минимальной компенсации за ухудшение правового положения в размере трёх среднемесячных заработных плат.
    В дополнение к изложенному сообщаем, что ответственность нанимателя за нарушение сроков и порядка выплаты заработной платы установлена ст. 9.19 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП). Частью первой ст.9.19 КоАП определено, что нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин.
    При этом наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (п. 7 ст. 4.8 КоАП).