Инспекция Министерства по налогам и сборам по Сморгонскому району в целях организации информационно-разъяснительной работы с субъектами хозяйствования по переходу на использование кассового оборудования, соответствующего требованиям, направляет перечень моделей кассового оборудования, соответствующего новым требованиями допущенного к использованию в Республике Беларусь.
Во исполнение Союзной программы по интеграции информационных систем маркировки, утвержденной Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 04.11.2021 № 6 «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021 – 2023 годы» (далее – Союзная программа), и выполнения взятых на себя Республикой Беларусь обязательств в рамках интеграционных процессов в республике с декабря 2022 г. проводится работа по замене (обновлению) существующего парка кассового оборудования и программных касс (более 280 тысяч единиц)до соответствия новым требованиям, в том числе в целях учета операций по реализации товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками (далее – УКЗ) или средствами идентификации(далее – СИ).
Справочно. Такая работа проводится в рамках реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 декабря 2022 г. № 841/27«Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16и от 3 марта 2022 г. № 114/6» (далее – постановление № 841/27, постановление № 924/16).
Несмотря на наличие доработанных до соответствия новым требованиям моделей кассовых суммирующих аппаратов и программных касс (по состоянию на 31.10.2024 в Государственный реестр моделей(модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, включено 13 моделей кассовых суммирующих аппаратов и допущено к использованию в Республике Беларусь 15 моделей программных касс, соответствующих новым требованиям), со стороны субъектов хозяйствования наблюдается низкая активность в приобретении (обновлении) кассового оборудования, соответствующего новым требованиям. Об этом свидетельствуют поступающие в МНС обращения заявителей моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов в Государственный реестр, операторов программных кассовых систем и РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее – РУП ИИЦ) с предложением оказать содействие в стимулировании субъектов хозяйствования по скорейшему проведению доработки используемого в торговых и иных объектах кассового оборудования до соответствия новым требованиям.
При этом следует понимать, что процесс перехода на использование нового или доработанного кассового оборудования состоит не просто в его замене, а в принятии соответствующих организационных и управленческих мер, которые позволят субъектам хозяйствования работать в новых условиях, в том числе и с использованием нового кассового оборудования, в том числе при продаже маркированных товаров. Чтобы обеспечить бесшовный переходи не допустить срывов в работе либо приостановки с 01.07.2025 работы торговых объектов, необходимо заранее принять меры по замене кассового оборудования, его наладке, обучению персонала, а также решению всех вопросов, которые могут быть связаны с интеграцией данного оборудования как в учетные системы, так и в организацию рабочего процесса. Одномоментно это сделать невозможно – все необходимые подготовительные мероприятия должны быть реализованы заблаговременно. Это даст возможность заранее выявить проблемные вопросы, которые могут возникать у бизнеса в связи с внедрением новых систем, и не допустить сбоев из-за несвоевременного принятия необходимых мер.
Учитывая, что сроки доработки кассового оборудования заявителями и производителями неоднократно переносились, субъектами торговли и сервиса необходимые действия, направленные на замену кассового оборудования, не осуществляются в ожидании переноса сроков, установленных постановлением № 841/27.
Складывающаяся ситуация создает предпосылки для срыва сроков замены кассового оборудования, несоблюдения требований Союзной программы и постановления № 841/27.
В этой связи принято решение об увеличении с 1 января 2025 года стоимости подключения кассового оборудования к системе контроля кассового оборудования (далее – СККО) в 5 раз, а также в 5 раз увеличения стоимости информационного обслуживания кассового оборудования, не соответствующего новым требованиям, что экономически мотивирует скорейшую организацию работы по обновлению кассового оборудования.При этом особо отмечаем, что такие повышенные тарифы будут применяться только с 2025 г.
С учетом изложенного, отмечаем, что в случае обеспечения со стороны добросовестных субъектов торговли и услуг замены(обновления) используемого кассового оборудования в сроки, установленные Планом мероприятий по внедрению новых требований к кассовому оборудованию по выводу из оборота маркированных товаров, утвержденным Министром по налогам и сборам Республики Беларусь С.Э.Наливайко и Председателем Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь В.Б. Татарицким от 6 февраля 2023г. № 8-2-10/08018, № 04-07/141 (далее – План), повышенные тарифы к ним применяться не будут.
Заместитель начальника Т.А.Писарец