С 1 июля 2016 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 4 июня 2015 г. N 276-З «Об альтернативной службе» (далее – Закон), он предусматривает и регулирует порядок замены военной службы на альтернативную службу некоторым категориям граждан Республики Беларусь.
Альтернативная служба представляет собой общественно-полезную деятельность, осуществление которой возлагается на граждан Республики Беларусь (далее - граждане) взамен воинской службы.
Альтернативная служба не связана со службой в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь.
Граждане, которые могут быть направлены на альтернативную службу
На альтернативную службу могут быть направлены граждане, подлежащие призыву на срочную военную службу, службу в резерве, годные по состоянию здоровья и физическому развитию к прохождению срочной военной службы, службы в резерве, лично заявившие о том, что принятие Военной присяги, ношение, применение оружия или непосредственное участие в производстве и обслуживании оружия, боеприпасов и боевой техники противоречат их религиозным убеждениям в той мере, в которой становится невозможным прохождение воинской службы.
На альтернативную службу не направляются граждане, освобожденные в соответствии с законодательством от призыва на срочную военную службу, службу в резерве либо имеющие право на отсрочку от призыва на срочную военную службу, службу в резерве.
Организации, в которых граждане проходят альтернативную службу
Граждане проходят альтернативную службу в организациях здравоохранения, социальной сферы, жилищно-коммунального, сельского и лесного хозяйства, в организациях, занимающихся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей.
Перечень организаций, в которых граждане проходят альтернативную службу (далее - перечень организаций), устанавливается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Подача заявления о замене воинской службы на альтернативную службу
Гражданин, подлежащий призыву на срочную военную службу, службу в резерве, при наличии у него оснований, предусмотренных частью первой статьи 3 настоящего Закона, не позднее десяти календарных дней до окончания мероприятий по призыву на срочную военную службу, службу в резерве может обратиться с письменным заявлением о замене воинской службы на альтернативную службу (далее - заявление) в районную (городскую) призывную комиссию по месту жительства (далее - призывная комиссия).
В заявлении должны быть изложены причины, побудившие гражданина заявить о замене воинской службы на альтернативную службу.
К заявлению прилагается автобиография гражданина. Гражданин вправе представлять иные материалы, которые могут служить подтверждением информации, изложенной в заявлении.
Заявление, поданное гражданином с нарушением срока, установленного частью первой настоящей статьи, к рассмотрению не принимается.
Рассмотрение заявления и принятие по нему решения
Заявление гражданина рассматривается на заседании призывной комиссии в его присутствии.
Гражданин не позднее двух календарных дней до дня заседания призывной комиссии письменно уведомляется о времени и месте проведения заседания.
По просьбе гражданина, заявление которого рассматривается, или по собственной инициативе призывная комиссия вправе пригласить на заседание представителей религиозных и иных организаций, других граждан, которые могут дать пояснения по существу заявления.
Призывная комиссия может запросить характеристику на гражданина, подавшего заявление, с места работы (учебы), а также иную информацию, имеющую отношение к рассматриваемому вопросу. Призывная комиссия на заседании информирует гражданина об имеющихся в отношении него документах и информации.
Призывная комиссия принимает решение о замене воинской службы на альтернативную службу, если представленные гражданином материалы и устная информация, а также документы и информация, полученные призывной комиссией самостоятельно, подтверждают наличие оснований, предусмотренных частью первой статьи 3 Закона.
Срок альтернативной службы
Устанавливаются следующие сроки альтернативной службы для граждан:
не имеющих высшего образования, - 36 месяцев;
имеющих высшее образование, - 24 месяца.
В срок альтернативной службы не засчитываются календарные дни:
приходящиеся на время нахождения гражданина в отпуске в связи с поступлением в учреждение образования или организацию, реализующую образовательные программы послевузовского образования (далее - учреждение образования), и получением образования;
приходящиеся на срок отбывания наказания в виде ареста;
приходящиеся на время, в течение которого гражданин не исполнял обязанности альтернативной службы в связи с применением к нему административного взыскания;
в течение которых гражданин, проходящий альтернативную службу, отсутствовал без уважительных причин более трех часов во время исполнения обязанностей альтернативной службы либо находился в этот период времени в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, или распивал алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, потреблял наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества во время исполнения обязанностей альтернативной службы.
Ограничения, связанные с прохождением альтернативной службы
Граждане, проходящие альтернативную службу, не вправе:
принимать участие в забастовках;
заниматься иной оплачиваемой деятельностью (работой);
осуществлять предпринимательскую деятельность.
Ежемесячное денежное содержание граждан, проходящих альтернативную службу
Гражданам, проходящим альтернативную службу, за счет средств республиканского бюджета выплачивается ежемесячное денежное содержание (далее - денежное содержание).
Денежное содержание устанавливается в размере 150 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, за два последних квартала.
Размер денежного содержания, установленный частью второй настоящей статьи, повышается:
на 20 процентов бюджета прожиточного минимума - с 13-го месяца альтернативной службы;
на 40 процентов бюджета прожиточного минимума - с 25-го месяца альтернативной службы.
Выплата денежного содержания в повышенных размерах, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, может приостанавливаться органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь на срок до трех месяцев в случае наложения на гражданина мер взыскания, установленных абзацами вторым и третьим части первой статьи 27 настоящего Закона.
Гражданам, проходящим альтернативную службу, сохраняется выплата денежного содержания на период нахождения в отпусках, за исключением отпусков в связи с поступлением в учреждения образования и получением образования.
Ответственность граждан за уклонение от прохождения альтернативной службы
Граждане, уклоняющиеся от прохождения альтернативной службы, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
К уклонению гражданина от прохождения альтернативной службы относится:
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей альтернативной службы, предусмотренных частью третьей статьи 21 Закона, либо несоблюдение ограничений, связанных с прохождением альтернативной службы, предусмотренных статьей 23 Закона, повлекшие в период прохождения альтернативной службы наложение трех выговоров, не погашенных в соответствии с частью пятой статьи 27 Закона;
неявка без уважительных причин к месту прохождения альтернативной службы, в том числе при переводе в другую организацию или прибытии из отпуска, на срок свыше трех суток либо уклонение от прохождения альтернативной службы на тот же срок путем подлога документов или иного обмана;
уклонение от прохождения альтернативной службы путем умышленного причинения себе телесного повреждения (членовредительство) или симуляции заболевания.
Уважительными причинами неявки в установленный срок к месту прохождения альтернативной службы являются:
заболевание гражданина, повлекшее утрату им трудоспособности;
тяжелое состояние здоровья отца, матери, усыновителей, отчима, мачехи, жены, детей, включая усыновленных (удочеренных), родных братьев или сестер, деда, бабки либо участие в похоронах указанных лиц;
препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
иные причины, признанные уважительными органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой гражданин проходит альтернативную службу.
Причины неявки должны быть, как правило, подтверждены документально.