Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Сморгонскому району в связи с вступлением в силу с 5 апреля 2019г. постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 5 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения учета доходов и расходов» (далее — Постановление) сообщает следующее.
Постановлением утверждена Инструкция о порядке ведения учета доходов и расходов (далее – Инструкция), которая определяет порядок ведения учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями, включая плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог), нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально (далее – плательщики).
В пункте 4 Инструкции закреплен ряд терминов и их определений («документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции», «имущество», «курсовые разницы», «обязательство», «учетный документ», «хозяйственная операция»). Установлены единые подходы для всех категорий плательщиков в отношении документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций, определен перечень таких документов (пункты 6-8 Инструкции). Закреплено право плательщиков составлять первичный учетный документ единолично в случаях и порядке, установленных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 февраля 2018 г. № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 21 декабря 2015 г. № 58» (пункт 9 Инструкции).
Пунктом 13 Инструкции установлен перечень учетных документов, формы которых содержатся в приложении к Инструкции. Обязанность по ведению плательщиком конкретных учетных документов зависит от применяемого им режима налогообложения и вида уплачиваемых налогов.
По сравнению с ранее действовавшими формами значительные изменения претерпела форма книги учета валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг). Так, из формы книги учета валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг), которую ведут плательщики единого налога, исключен Раздел II «Учет товаров, ввозимых из государств - членов Евразийского экономического союза». Теперь учет товаров, в том числе сырья и материалов, основных средств и иного имущества, ввозимых на территорию Республики Беларусь из государств - членов Евразийского экономического союза, плательщики единого налога будут осуществлять в Части I книги учета сумм налога на добавленную стоимость в порядке, установленном пунктом 94 Инструкции. Учет валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг) плательщики единого налога осуществляют в соответствии с главой 2 Инструкции.
Частью пятой пункта 13 Инструкции предусмотрено, что в формы учетных документов, установленных Инструкцией, при необходимости детализации учета плательщиками могут вводиться дополнительные графы.
Одновременно, в целях упрощения порядка ведения учета плательщикам предоставлено право вместо форм книги учета основных средств, книги учета нематериальных активов, книги учета отдельных предметов в составе оборотных средств, книги учета сырья и материалов и книги учета товаров (готовой продукции), установленных Инструкцией, самостоятельно разработать формы таких учетных документов, предусмотрев в них показатели, необходимые для исчисления налоговой базы, и (или) показатели, отражающие учет имущества и его реализацию в количественном и стоимостном выражении по каждому виду товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой ими деятельности (часть шестая пункта 13 Инструкции).
В соответствии с пунктами 37 и 38 статьи 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Налоговый кодекс) индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу подоходного налога с физических лиц (далее – подоходный налог) нарастающим итогом по результатам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных учета доходов и расходов, который обязаны вести в порядке, установленном министерством. Таким образом, для целей определения налоговой базы подоходного налога расходы индивидуальных предпринимателей учитываются в порядке, предусмотренном таким учетом.
В этой связи в положениях Инструкции порядок учета доходов и расходов определен в зависимости от выбранного плательщиком принципа определения доходов от реализации, учет сумм НДС - от метода определения момента фактической реализации.
В целях реализации положений подпункта 21.1 пункта 21 статьи 205 Налогового кодекса в главе 7 Инструкции определен порядок учет поступления и реализации товаров в суммовом выражении при осуществлении индивидуальными предпринимателями оптовой торговли.
В главах 3-6 и 8 Инструкции закреплен порядок учета основных средств и нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств, сырья и материалов, готовой продукции и товаров, доходов и расходов для плательщиков подоходного в зависимости от выбранного ими принципа определения доходов от реализации. При этом для плательщиков подоходного налога, определяющих доходы от реализации по принципу оплаты, в целом сохранен действовавший ранее порядок учета основных средств и нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств, сырья, материалов, готовой продукции и товаров.
Пунктом 90 Инструкции закреплено право индивидуальных предпринимателей разовые выдачи наличных денег на оплату труда производить отдельным лицам по расходным кассовым ордерам, нескольким лицам - по платежным ведомостям.
Таким образом, Постановлением упрощен порядок ведения учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями.