В современном мире присутствие фликера на одежде становится нормой, как и заложенные в раннем детстве слова «посмотри налево, посмотри направо». К сожалению, в вопросах личной безопасности порой большую роль играет страх наказания, нежели стремление сохранить свою жизнь и здоровье. Немало водителей и пассажиров начали пристегиваться ремнём безопасности только из-за того, что когда-то «попались». У многих пешеходов также возникают вопросы, которые, казалось бы, возникать не должны: в каких случаях фликер необязателен, а в каких за его отсутствие штрафуют?
Слово «фликер» в переводе с английского означает «вспышка». В европейских странах световозвращатели используются уже давно, и результаты довольно впечатляющи: согласно исследованию их эффективности, травматизм пешеходов уменьшился на 85 %. В Беларуси около 45% всех ДТП совершаются в темное время суток. По происшествиям с участием пешеходов в осенне-зимний период эта цифра доходит до 65%. Таким образом, риск попасть в аварию в темное время суток у пеших граждан в два раза выше, чем в светлое. Поэтому и возникает необходимость сделать пешеходов как можно более видимыми и заметными за счет увеличения расстояния до момента обнаружения человека на дороге. Именно средства пассивной безопасности из световозвращающих материалов помогают пешим гражданам избежать ДТП либо сократить количество травм в их результате. Все типы световозвращателей, предназначенные для обозначения пешеходов, изготовлены из специального материала, который не рассеивает свет, а отражает его обратно в сторону источника света. Лучшими считаются фликеры белого или лимонного цветов, так как они имеет наиболее оптимальную световозращаемость для того, чтобы пешеход был заметен в тёмное время суток. А вот оранжевые «зайчики», зеленые «белочки», огненно-красные «сердечки» сложно назвать фликерами. Скорее всего — это яркие сувениры, которые так любят маленькие дети и женщины, чьи дамские сумочки постоянно украшают подобные игрушки.
Еще один способ обозначить пешехода в темноте — это вшитые в одежду или обувь кусочки ткани со световозвращающей поверхностью, а также нарукавные повязки, браслеты и термонаклейки из аналогичных материалов.
При движении в темное время суток по неосвещенным дорогам водитель видит только ту часть дороги, которая освещена фарами автомобиля. При этом способность глаз к восприятию световых контрастов становится хуже, чем при дневном свете. Особенно трудно заметить на дороге в темноте пешеходов, велосипедистов и гужевой транспорт. Несомненно, что в свете фар водители автомобилей обнаруживают пешехода, имеющего отражатели на одежде, обуви или аксессуарах, со значительно большего расстояния. Так, при движении с ближним светом расстояние обнаружения пешехода на дороге увеличивается с 25-40 метров до 130-140 метров. Прикрепленные на одежду световозвращающие элементы позволяют пешеходу «светиться» в дальнем свете фар на расстоянии до 400 метров. Чаще всего наезды на пешеходов происходят на участках дороги с двухсторонним движением. В таком случае использование световозвращателей на обеих сторонах тела сокращает потенциальный риск попасть в дорожно-транспортное происшествие по сравнению с тем, когда фликер виден только водителям, следующим в одном направлении. Так что, найдите возможность приобрести световозвращающие элементы и обозначьте себя в темноте.
Согласно ПДД, присутствие на одежде светоотражающих элементов у велосипедистов не обязательно, однако настоятельно рекомендуем велосипедистам светоотражающие жилеты, шлемы, налокотники, наколенники. Поверьте, эти рекомендации «продиктованы» жизнью и людским горем. Согласитесь, если катафот на велосипеде будет заляпан грязью или повернут, отогнут неизвестно в какую сторону (а его светоотражающая поверхность должна быть направлена перпендикулярно по отношению к предполагаемому приближающемуся транспортному средству), то тогда гарантии, что водитель увидит велосипедиста и будет иметь возможность вовремя снизить скорость или просто объехать, никакой нет. Световозвращающий жилет прекрасно виден со всех сторон и с дальнего расстояния.
В ряде стран Западной Европы наличие в автомобиле жилета со световозвращающими вставками обязательно. Это также продиктовано самой жизнью, поэтому со временем и мы придем к такой норме, хотя в настоящее время в Беларуси наличие светоотражающего жилета для водителей имеет только рекомендательный характер.
Особенно рекомендуется его наличие грузоперевозчикам и водителям, которые управляют транспортом с вероятностью возникновения некоторой технической неисправности в дороге. Ведь водитель, вышедший из автомобиля, автоматически превращается в пешехода. Особенно если начнёт ремонтировать машину где-нибудь на загородной неосвещенной дороге и курсировать то к багажнику, то к капоту, то в салон. Тут уже и протокол могут составить. И не стоит считать это придиркой инспектора. Имеются случаи, когда ночью водители, выйдя из автомобиля с целью ремонта, забывали об осторожности и попадали под колеса проходящего мимо транспортного средства
Поэтому в целях безопасности ГАИ настоятельно рекомендует иметь фликер всегда, либо невидимость может дорого обойтись
Статья 18.20. Нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)
1. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, – влечет наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.
2. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения или состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.
3. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, повлекшее создание аварийной обстановки, –
влечет наложение штрафа в размере от трех до восьми базовых величин.
4. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, а равно оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, – влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.