Александр Маркевич, заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
– Всех граждан нашей страны объединяет желание жить мирно, спокойно и развиваться без разрушения того, что создано. Потому вопросы безопасности всегда так важны и актуальны. Изменения в Конституции Республики Беларусь прямо или косвенно затрагивают все сферы национальной безопасности, закрепленные в Концепции национальной безопасности нашей страны.
В Преамбуле Конституции среди изменений необходимо выделить появление таких понятий, как сохранение суверенитета, обеспечение мира, независимости, что напрямую относится к стратегическим национальным интересам, которые, в свою очередь, являются потребностями государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства.
В соответствии с новой редакцией статьи 18 Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. В соответствии с международными договорами наша страна может использовать коллективную оборону для обеспечения суверенитета и территориальной целостности. Исключается цель, закрепленная в действующей редакции Конституции, – сделать государство нейтральным. Это напрямую относится к военной безопасности.
В статье 28 закрепляется то, что «государство создает условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании», что является важнейшей составляющей информационной безопасности. Не так давно в нашей стране принят закон «О защите персональных данных», который четко устанавливает, что сбор, обработка, хранение, предоставление и использование персональных данных о лице без его согласия допустимы только по определенным законом основаниям (для защиты национальной безопасности).
Важнейшим новшеством проекта Конституции является закрепление в ней таких общественных ценностей, как обеспечение государством сохранения исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны (ст. 15 Основного Закона). Принятый Закон «О геноциде белорусского народа» конкретизирует это положение. Планируется продолжение законодательного их развития. Сюда же относится положение статьи 32 о сохранении традиционных семейных ценностей, где бракосочетание, определяется как добровольный союз мужчины и женщины, а супруги имеют равные права в браке и семье. Это, безусловно, будет способствовать укреплению повышения роли семьи в жизни общества. Также закрепляются в Конституции положения о том, что государство оказывает поддержку семьям с детьми, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Обязанности родителей дополняются положением об их обязанности готовить детей, к общественно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям Беларуси». Это, безусловно, будет способствовать укреплению демографической безопасности.
К сохранению фундаментальных ценностей относится дополнение ст. 54: «Проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь».
Укреплению экономической и экологической безопасности способствует дополнение ст. 46 Конституции положением о развитии атомной энергетики в мирных целях, обеспечении безопасности при ее производстве.
Конституционные положения о требованиях к политической активности (ст. 36), а также ст. 70 о запрете финансирования расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями, иностранными гражданами относятся к обеспечению политической безопасности как важнейшей сфере национальной безопасности. Сюда можно отнести новации Конституции, совершенствующие систему сдержек и противовесов, включая перераспределение части полномочий от Президента к законодательной, исполнительной и судебной власти.
Ключевым изменением Конституции является наделение Всебелорусского народного собрания статусом высшего представительного органа народовластия Республики Беларусь, определяются порядок его формирования, полномочия и ответственность перед народом. Также закрепляются гарантии защиты государства от социальных и иных потрясений и разрушений, включая повышение статуса Председателя Совета Республики, Совета безопасности и гарантий действующему и закончившему срок полномочий Президента.
Это только основная часть проекта. Безусловно, изменения Конституции будут способствовать фундаментальному укреплению эволюционного пути развития Беларуси, способности успешно справляться с реальными и потенциальными вызовами и угрозами, а также дальнейшему развитию всех сфер государства.
Общественное обсуждение конституционных изменений – это реальная возможность каждого гражданина скрупулезно изучить и вникнуть в их смысл, а также возможность высказать свое мнение и аргументированно изложить свои предложения.
Гродненская правда