В ближайший понедельник прозвенит школьный звонок, который оповестит юных ошмянцев о начале нового учебного года. И дети в очередной раз, а кто-то и в первый, отправятся покорять вершины страны знаний.
В этом не всегда легком, но увлекательном и интересном процессе задействованы не только ученики, но и педагоги, и руководство учреждений образования, и родители.
О готовности педагогической семьи Ошмянщины к началу учебного года мы беседуем с начальником управления образования Светланой Николаевной Барковской.
— Светлана Николаевна, вы принимали участие в Республиканском педагогическом совете, поэтому наш разговор хотелось бы начать с озвучивания ключевых направлений и задач, которые поставил глава нашего государства Александр Лукашенко перед сферой образования страны.
— Глава государства открыто говорил о проблемах и перспективах отечественной системы образования. Президент напомнил участникам педсовета свои слова о том, что школа – это храм, и ученик должен отдавать себе в этом отчет. Но для того, чтобы школа и на самом деле стала храмом, нам предстоит много работать – престиж педагогической профессии во многом зависит от самого учителя. Поэтому учитель должен быть безупречным, а образование в Беларуси – оставаться доступным для всех. Это базовый принцип, по мнению Лукашенко.
Президент назвал образование фундаментальной сферой нашей жизни, которая пронизывает абсолютно все отрасли и определяет развитие всей нации, и справедливо отметил, что воспитатели, учителя и преподаватели закладывают ценностные ориентиры в подрастающее поколение, а это высочайшая ответственность. С этим нельзя не согласиться, ведь именно мы должны формировать у детей правильное восприятие мира, понимание всех процессов, происходящих в обществе и государстве.
— Нынешний год объявлен в Беларуси Годом качества. Исходя из того, что повышение качества образования отнесено к основным задачам социально-экономического развития страны, расскажите о результатах, которые достигла сфера образования нашего района за прошлый учебный год?
— Нам есть чем гордиться. И здесь сразу же оговорюсь, что во всех наших достижениях, во всех результатах заложен колоссальный труд руководителей учреждений образования, педагогов и воспитателей, учеников и их родителей. В прошлом учебном году ученики 11 классов получили семь стобалльных результата на ЦЭ и один – на ЦТ (гимназия № 1, СШ № 1 имени М.М. Гружевского, Гольшанская СШ). Не может не радовать цифра поступления наших выпускников в вузы – почти 80 процентов, что также свидетельствует о высоком качестве полученных знаний.
Качественное методическое сопровождение и принятые меры по повышению эффективности отбора учащихся для обучения в Национальном детском технопарке позволили достичь нам лучших результатов в области. Участниками образовательных смен Национального технопарка в прошлом учебном году стали 58 учеников. Пять из них получили рекомендации наблюдательного совета технопарка о поступлении без вступительных испытаний в учреждения высшего образования Беларуси.
Есть у нас победы в олимпиадном движении и научно-исследовательской деятельности. Завоевано четыре призовых места и две грамоты главного управления образования на областном этапе республиканской олимпиады, диплом III степени в областной олимпиаде по черчению; два диплома III степени на заключительном этапе республиканской олимпиады по истории, биологии, диплом I степени в республиканском конкурсе работ исследовательского характера по информатике. И этот список достижений можно продолжать…
— Если попробовать представить систему образования нашего района в цифрах, как она будет выглядеть?
— Система образования Ошмянского района представлена 27 учреждениями: одна гимназия, 11 средних школ, одна базовая, 10 дошкольных учреждений, одно учреждение дополнительного образования, социально-педагогический центр с отделением социального приюта, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, воспитательно-оздоровительное учреждение образования «Лагерь «Дружба», работают два дома семейного типа.
В школах обучается 3525 детей, в дошкольных учреждениях — 1026.
Образовательный процесс в этом учебном году будут обеспечивать 717 педагогических работников: на уровне общего среднего образования – 475, на уровне дошкольного образования – 215, специального – 27. В этом году в учреждения образования пришел работать 41 молодой специалист. Система образования мобильна и работоспособна. Люди, выбравшие профессию педагога и вступившие на эту стезю по зову сердца, остаются ей верны до конца.
— Какие изменения в этом году произошли в учебной программе?
— Значимых изменений в учебной программе в этом году не будет. Ожидается только один новый предмет – «История Беларуси в контексте Всемирной истории». Старшеклассники будут параллельно изучать, что происходило в те или иные временные отрезки на наших землях и как это вплетается в контекст процессов, которые проходили в мире в целом. Это позволит рассматривать историю Беларуси не обособленно от всего мира, а как органическую часть всей цивилизации.
Для 10-11-х классов с начала учебного года стартует новый факультатив «Введение в медицинскую профессию», в программу которого включены не только теория и практика, но и экскурсии в медучреждения. У учеников 1-2-х классов также появится новый факультатив – «Лаборатория открытий», на котором дети будут знакомиться с основами физики. Команде педагогов предстоит огромная разъяснительная работа с родителями. В этом году ужесточатся требования по использованию детьми во время школьных занятий мобильных телефонов. Эти требования будут четко прописаны в типовых правилах для учащихся учреждений образования. Такие ограничения задуманы во благо: наши дети забыли, как читать книги, как общаться вживую.
— Уже в этот четверг педагоги Ошмянщины соберутся на традиционную учительскую конференцию. О чем будет разговор с педагогами на августовском педсовете?
— Мы подведем итоги работы за прошлый год и обозначим ориентиры на текущий. Основная задача школы – научить ребенка думать, учиться, жить в социуме. Тогда он будет конкурентоспособен и успешен. Повышение качества образования, престижа и уважения к труду педагогов, воспитание патриотов – основные задачи, которые стоят перед учительской командой.
Мы должны позаботиться о том, чтобы следующие поколения не просто заменили нас, но и превзошли. Для этого у системы образования нашего района есть потенциал.