Главная / Новости / Новости района
02.10.2024

Правовой урок в гимназии № 1 г. Ошмяны провела помощник прокурора

У учащихся 9-10 классов гимназии № 1 г. Ошмяны прошел необычный урок истории. Провела его не учитель, а помощник прокурора Ошмянского района Валерия Коваленя и тема – геноцид белорусского народа во время Великой Отечественной войны – шла не по программе.

Тему подсказало время. Чем дальше вглубь истории уходят события военных лет, чем меньше остается очевидцев тех событий, тем важнее сохранить память и правду о жестоких событиях войны для молодого поколения. На этом сделала акцент Валерия Коваленя, обратившись к старшеклассникам:

— Произошедшие в Республике Беларусь события августа 2020 года и последующего постэлекторального периода заставили обратиться к истории нашей страны. Подпитываемые идеями нацизма попытки экстремистов совершить в Беларуси государственный переворот показали, что мы стали забывать трагические страницы и уроки истории. И, как следствие, в последние годы активно стали распространяться откровенные фейки о Великой Отечественной войне, память о которой является мощнейшим сплачивающим наш народ фактором, предприниматься попытки переписать ее историю, умалить подвиг советского солдата-освободителя, принизить масштаб трагедии белорусского народа.

Именно эти антиобщественные и антипатриотические события явились факторами, способствовавшими принятию Генеральным прокурором Республики Беларусь в апреле 2021 года решения о возбуждении уголовного дела по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

В ходе продолжающегося более трех лет следствия устанавливаются новые и новые факты ужасающих преступлений нацистов на белорусской земле, которую фашисты превратили в один огромный конвейер смерти. На территории Беларуси было организовано свыше пятисот шестидесяти лагерей смерти, убито не менее трех миллионов мирных граждан и военнопленных. Установлено, что нацистскими оккупантами в годы войны сожжено свыше 12,2 тысячи сел и деревень, сведения о свыше чем трех тысячах из которых установлены именно прокуратурой. И эти сведения не являются окончательными. История геноцида против белорусского народа еще не завершена: она пишется прямо сегодня.

Мероприятие, организованное в формате открытого диалога, вызвало большой интерес у учащихся и педагогов гимназии. Большой эмоциональный отклик имел у ребят рассказ работника прокуратуры, которая присутствовала на первом заседании Верховного Суда Республики Беларусь по обвинению в геноциде бывшего командира отделения 118 украинского батальона охранной полиции Владимира Катрюка. Как известно, именно его отделение участвовало в расправе над жителями Хатыни. Чтобы озвучить весь перечень злодеяний Катрюка, судье потребовалось час двадцать минут.

Помощник прокурора Ошмянского района Валерия Коваленя подчеркнула:

— Результаты расследования, начатого Генеральной прокуратурой, подтверждают, что способы и методы осуществления деструктивными элементами попытки госпереворота в августе 2020-го, во многом схожи с методами, которые пропагандировали и воплощали в жизнь нацисты и их пособники-коллаборационисты 80 лет назад. Именно поэтому в рамках расследования уголовного дела органы прокуратуры Республики Беларусь проводят систематическую крупномасштабную работу по использованию результатов следствия в нормотворческой, информационной, образовательной и воспитательной работе.

Абсолютно в каждом районе Беларуси на базе музеев, библиотек, учреждений образования и культуры созданы экспозиции, посвященные памяти жертв геноцида. Кабинет истории гимназии – тому подтверждение. Здесь размещены тематические стенды и фотоматериалы, сборники информационно-аналитических материалов и документов «Геноцид белорусского народа» и «Геноцид белорусского народа. Лагеря смерти», изданные под редакцией Генеральной прокуратуры.

В завершение урока директор гимназии, депутат районного Совета депутатов Ольга Саванец подчеркнула, как важно молодежи сегодня знать и уважать государственные символы, не забывать трагические страницы и уроки истории, чтобы сохранить достигнутые жизнью родных и близких блага – мир, свободу, независимость.