Со сферой торговли каждый из нас сталкивается практически ежедневно. Даже те, кто закупает продукты впрок, скажем, на неделю, то и дело заходят в магазин, чтобы приобрести что-то по мелочи. А потому свое представление о той или иной торговой точке есть у каждого посетителя. Где свежее, где дешевле, где качественнее… А куда после первой покупки — больше ни ногой.
А вот взглянуть на торговлю профессиональным взглядом — удел специалистов. На что обращают внимание работники районного центра гигиены и эпидемиологии, наш корреспондент узнал, побывав в очередном рейде с врачами-гигиенистами Марией Матович и Иреной Ерух.
В перечень объектов, подлежавших нашему совместному мониторингу, вошли три торговые точки. Все они значатся в плане, составленном специалистами районного центра гигиены и эпидемиологии месяцем ранее и размещенном на сайте Ошмянского райисполкома. Иными словами, болеющий за свою репутацию вполне мог ознакомиться. Вместе с тем накануне мониторинга магазины не предупреждались.
Итак, в поле зрения — один из магазинов, принадлежащих индивидуальному предпринимателю. У горожан пользуются спросом реализуемые здесь кондитерские изделия — дескать, и ассортимент большой, и продукция всегда свежая. Однако, как показала проверка, такое впечатление несколько обманчиво. На витрине действительно большой выбор пирожных, да и выглядят они достаточно аппетитно, однако сведения о сроке годности и дате выпуска оказались не у всех. Отсутствие маркировки и подтверждающей документации, а тем более истекший срок годности — повод снять продукцию с реализации. Такая печальная судьба по итогам мониторинга ожидала несколько видов пирожных, а также конфеты «Чупа-чупс», которые реализовывались без товаросопроводительных документов.
После взвешивания и изъятия из обращения, пояснила врач-гигиенист Мария Матович, руководитель решает: утилизировать такую продукцию или вернуть производителю.
— Поскольку в данном объекте торговли продукция без маркировки выявлена повторно (предыдущий мониторинг проходил в январе), то составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения. Ответственный за обеспечение наличия на товарах маркировки понесет административное наказание, — пояснила Мария Валерьевна.
Помимо информации об изготовителе и сроках годности, специалисты санитарной службы пристальное внимание уделили общему санитарному состоянию объекта, проведению уборки помещений, холодильного и торгового оборудования, соблюдению температурного режима как в целом в магазине, так и в холодильных витринах, морозильной камере. Ведь в теплое время года особенно актуальны вопросы профилактики острых кишечных инфекций и пищевых отравлений.
Следующим торговым объектом нашего рейда стал магазин «Копеечка» по улице Строителей. На первый взгляд, казалось, что мониторинг здесь затянется на полдня — ведь опыт предыдущего магазина показал, что поиск той или иной маркировки может стать настоящим квестом. Дело в том, что кондитерская продукция, включая пирожные и конфеты, поступает в коробках, которые при выкладке товаров на витрину утилизируются. Сохраняется лишь маркировка в виде вырезок-наклеек. К нашему удивлению, в «Копеечке» специалистам санитарной службы смогли оперативно предоставить все необходимые данные о реализуемой продукции.
На наш вопрос, как в большом магазине уследить за тем, чтобы не допустить продажи просроченной продукции, директор магазина Ольга Можейко отметила:
— За каждым отделом у нас закреплен отдельный человек. Также ведется строгий учет товаров, за истечением срока годности следим по техническим карточкам.
Нет ли каких-либо нареканий на торговую точку, мы спросили у покупателей.
— Я часто покупаю здесь продукты, так как для меня это магазин шаговой доступности. Качество товаров всегда хорошее, сроки — тоже, — отметила Анна Гришан. — Вот только цены, несмотря на название «Копеечка», на некоторые товары несколько выше, чем в других магазинах. Вот, например, бананы дороже.
Еще один момент, который обратил на себя в ходе рейда в «Копеечку», — порядок возле магазина. В 10.00 у входа красовались две переполненные мусорницы, не вмещаясь в которые мусор разлетался по прилегающей территории. Правда, на замечание специалиста санитарной службы ответственный отреагировал оперативно — в течение часа был наведен порядок.
С предписанием на мониторинг мы отправились в третий объект нашего маршрута — магазин «Мясная лавка» районного филиала облпотребобщества. Продукции без маркировки или товаросопроводительных документов здесь выявлено не было. Как рассказала продавец, мясную охлажденную продукцию для реализации она получает ежедневно, небольшими партиями, чтобы продать в соответствии с установленными сроками.
Врач-гигиенист Мария Матович обратила внимание продавца на необходимость тщательного соблюдения режимов уборки, а также на то, что в случае истечения сроков годности продукция должна быть возвращена изготовителю.
Участие в мониторинге убедило: «не все то золото, что блестит». Порой красивая на вид продукция может оказаться просроченной. Чтобы сберечь нервы и предотвратить ситуацию возврата товара, необходимо на этапе его покупки интересоваться информацией о производителе, сроках выпуска и годности. Требовать документальное подтверждение и маркировку вправе любой покупатель. Так что спрашивайте, без лишней скромности!
Ошмянский вестник