Главная / Новости / Новости района
15.02.2021

Вместо исправительных работ – общественные

   С 1 марта 2021 года вступает в силу Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь.
   Общая характеристика изменений в КоАП заключается в том, что административная ответственность по многим правонарушениям смягчена, а порядок привлечения граждан и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей к административной ответственности упрощен. Значительная часть составов правонарушений в новом кодексе, подверглась корректировке, половина из них изложена по-новому. В некоторых случаях составы правонарушений не менялись, а скорректирована только сама нумерация статей, но при этом в 230 статьях административные санкции уменьшены.
   В зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на категории: административные проступки; значительные административные правонарушения и грубые.
   От категории правонарушения зависит мера ответственности и срок, по истечении которого лицо считается не привлекавшимся к административной ответственности.
   К примеру, к административным проступкам относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение взыскания в виде штрафа в размере, не превышающем для физического лица – десяти базовых величин, и в последующем данное лицо считается не подвергавшимся административному взысканию со дня исполнения постановления о наложении взыскания за совершение проступка.
   Так же новый КоАП предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административный проступок и значительное административное правонарушение, от административной ответственности. Общим условием освобождения от административной ответственности является объявление письменного предупреждения, при этом освобождение от административной ответственности применяется при соблюдении определенных условий.
   К примеру, лицо, совершившее административный проступок, освобождается от административной ответственности с вынесением ему предупреждения при одновременном соблюдении следующих условий: человек признал факт совершения им правонарушения и согласился на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения (за исключением случаев фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами); в течение одного года до совершения административного проступка на лицо не налагалось административное взыскание и не применялось освобождение от административной ответственности.
   Внесены изменения также и в виды административных взысканий. Исправительные работы заменены общественными. Между ними есть существенная разница. Первые отрабатывались по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности, и устанавливались на срок от 1 до 2 месяцев. Вторые заключаются в выполнении физическим лицом бесплатных работ в свободное от основной работы, службы или учебы время, которые направлены на достижение общественно полезных целей. Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 часов и выполняются не более 4 часов в день. Другими словами, сущность общественных работ состоит в том, чтобы правонарушитель с целью исправления причиненного им вреда выполнял работы бесплатно на благо общества. Следуют отметить, что общественные работы могут налагаться судом только при согласии физического лица. Уклонение от выполнения общественных работ является административным правонарушением, которое наказывается штрафом от 2 до 20 базовых величин или административным арестом.
   Изменения в Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях не носят такого глобального характера, как в КоАП. В частности, в новом ПИКоАП изменен подход к перечню органов, которые уполномочены вести административный процесс. Их количество значительно сократилось. В ПИКоАП, к примеру, сейчас закреплен ускоренный порядок ведения административного процесса и применяется в таких случаях, как: наложения административного взыскания за административное правонарушение, совершенное в ходе судебного разбирательства; наложения административного взыскания при признании физическим лицом своей вины; фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами; освобождения от административной ответственности за совершение административного проступка с вынесением предупреждения.
   При ведении административного процесса в ускоренном порядке протокол об правонарушении не составляется.
   К примеру, в случае, когда физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и согласилось на наложение административного взыскания без составления протокола, лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится постановление о наложении взыскания в виде штрафа или депортации (в соответствии с санкцией КоАП), которое вступает в законную силу с момента его вынесения. Штраф при этом может быть уплачен на месте.

Сергей ГОРДЕЙ, начальник штаба Ошмянского РОВД.