На прошлой неделе завершился третий (областной) этап республиканской олимпиады по учебным предметам.
В копилке ошмянских умников и умниц — восемь дипломов победителей и две грамоты. Корреспондент районной газеты встретился с ребятами и их учителями и узнал, что помогло на пути к победе, и каков он — путь к мечте?
Встреча с победителями областного этапа олимпиады произошла накануне Дня белорусской науки. Думаю, что это символично. Ведь, кто знает, возможно, среди сегодняшних школьников растут будущие ученые — светила науки? Все ребята разные, неординарные, но их объединяет одно — целеустремленность, сила воли и твердый характер. Все они учатся на 9-10 и, кроме учебы, находят время для других увлечений. Признают, что в их победе есть доля случая и удачи. Но все-таки большая составляющая успеха — это кропотливый ежедневный труд для достижения мечты, неоценимая помощь педагогов и поддержка родителей.
Два диплома I степени по биологии привезли из Гродно учащиеся СШ № 3 г. Ошмяны — десятиклассник Вадим Борисевич (учитель Елена Кумпицкая) и учащийся 8 класса Егор Сафоненко (учитель Диана Дорняк). На весенних каникулах ребятам предстоит участие в заключительном (республиканском) этапе предметной олимпиады, так что, расслабляться у них нет времени.
С дипломами III степени вернулись с областного этапа олимпиады учащаяся 8 класса СШ № 1 г. Ошмяны имени М.М. Гружевского Калина Прохоренко (учитель Регина Мусницкая) — по математике; учащаяся 8 класса Гравжишковской БШ Анна Кохановская (учитель Ирина Лыскойть) — по математике; учащийся 11 класса СШ № 1 г. Ошмяны имени М.М. Гружевского Станислав Мончак (учитель Марина Сташкевич) — по химии; учащаяся 10 класса СШ № 3 г. Ошмяны Валерия Фурса (учитель Татьяна Полтаржицкая) — по белорусскому языку и литературе; учащийся 11 класса СШ № 2 г. Ошмяны Максим Миганович (учитель Диана Гагилайте) — по английскому языку; учащийся 11 класса СШ № 3 г. Ошмяны Денис Боровский (учителя Чеслав Внукевич, Павел Гурецкий) — по физической культуре и здоровью.
Грамотой главного управления образования Гродненского облисполкома (четвертое место) отмечены учащаяся 11 класса гимназии № 1 г. Ошмяны Доминика Ковзан (учитель Ольга Винцковская) — по химии; учащаяся 11 класса СШ № 2 г. Ошмяны Анастасия Хорошаева (учитель Ирина Родцевич) — по русскому языку и литературе.
Вадим Борисевич:
— В республиканском этапе буду участвовать второй раз. В прошлом году я завоевал на заключительном этапе диплом третьей степени. Думаю, что с некоторыми из своих прошлогодних соперников встречусь и в этом году, у многих — очень высокий уровень подготовки. Будет сложно. Но помогают поддержка родителей, учителя Елены Анатольевны, одноклассников. Я серьезно готовлюсь к весенней интеллектуальной схватке — по много часов решаю задачи, изучаю схемы, штудирую учебники для высших медицинских учебных заведений.
Егор Сафоненко:
— На диплом первой степени я не надеялся, ведь выступал не за восьмой, а за девятый класс. Но, конечно, в число победителей попасть хотелось.
Мне нравится много читать, узнавать что-то новое, играть на баяне, хоть я уже и закончил школу искусств. Из предметов школьной программы нравятся русский и английский языки, биология, химия. Раньше я пробовал себя на разных олимпиадах школьного и районного уровней. Но теперь определился — биология!
Денис Боровский:
— Любовь к физкультуре и спорту мне с детства привил папа. Потом в Докурнишской СШ, где я раньше учился, меня заметил Виктор Федорович Дорошевич. Под его руководством я участвовал в летнем и зимнем многоборье «Здоровье», занимал призовые места на районных спортивных соревнованиях. В прошлом году я также вернулся с областного этапа олимпиады с дипломом третьей степени. Чтобы одержать победу, нужно не только иметь хорошую физическую подготовку, владеть навыками игровых видов спорта, хорошо плавать, но и знать физику, математику, биологию, историю спорта.
Валерыя Фурса:
— Мне падабаецца беларуская мова і кнігі беларускіх аўтараў. Родную мову я выбрала для сябе сярод іншых школьных прадметаў і ўжо некалькі гадоў рыхтуюся толькі да алімпіяды па беларускай мове. Калі згуртаваць сілы ў адным накірунку, атрымліваецца добры вынік. У прошлым годзе я вярнулася з трэцяга этапу прадметнай алімпіяды з граматай, у гэтым годзе — з дыпломам. Грунтоўныя веды, глыбокая падрыхтоўка, уменне планаваць час дапамагаюць дасягнуць пастаўленых мэт. А яшчэ — магчымасць пераключыцца на іншы від дзейнасці. Мне, напрыклад, вельмі дапамагаюць заняткі танцамі.
Калина Прохоренко:
— Математику я люблю давно. Участвовала в районных этапах олимпиад, но областной уровень — это совсем другой опыт. Было сложно, но очень интересно решить предложенные нам красивые авторские задачи. Здесь мне помогли, наверное, любовь к геометрии и игра в шахматы, которой увлекаются в нашей семье. При подготовке полтора-два часа я ежедневно занималась решением задач. Кроме математики, меня привлекает программирование. В будущем хочу поступить в БГУИР, а пока буду готовиться к новой олимпиаде — мне понравилось!
Максим Миганович:
— Английский язык мне нравится с начальных классов. Участие в областном этапе — это знакомство с преподавателями университета, профессионалами, сверстниками из других школ, это новые знания. Одержать победу мне помогли, наверное, мои ораторские навыки и хорошее владение разговорной английской речью. Из 50 максимальных баллов за устный тур получил 48. Конечно, я занимаюсь английским ежедневно по несколько часов. Диплом третьего этапа областной олимпиады дает мне возможность поступить в ГрГУ им. Я. Купалы без сдачи экзаменов и ЦТ. Думаю, что этой возможностью я воспользуюсь.
Анна Кохановская:
— С математикой дружу с начальных классов. Это любимый предмет, особенно геометрия. Люблю нестандартные интересные задачи, а на областном этапе олимпиады их было восемь. Не все удалось решить полностью и без ошибок. Но диплом третьей степени — это хороший результат. В меня очень верила мама, и я ей обещала, что вернусь с победой. Рада, что не подвела ни ее, ни свою учительницу. Теперь заниматься математикой хочется еще больше. Мне нравятся те сферы деятельности, где нужны логика и аналитические способности. Даже художественную литературу я выбираю по этому принципу и больше всего люблю научную фантастику и детективы.
Станислав Мончак:
— Химией увлекся давно, сейчас изучаю ее на повышенном уровне, решаю дома дополнительные задачи, выполняю задания, занимаюсь с репетитором. Результатом, конечно, доволен. Готовиться к олимпиаде всегда тяжело — никогда не знаешь, какой тип заданий будет. При решении заданий по химии нужны и математика, и физика. Я уже решил, что буду поступать в Белорусский государственный медицинский университет, так что знания, которые я получил при подготовке к олимпиаде мне пригодятся.