С начала ноября на границу Беларуси и Польши стекаются тысячи беженцев из стран Ближнего Востока в надежде перебраться в благополучную Европу. Но европейцы оказались не в восторге от незваных гостей и вопреки ожиданию последних не распахнули перед ними двери пограничных переходов. В итоге несколько тысяч искателей лучшей жизни застряли на пороге Европы, и пока политики спорят о том, кто виноват в сложившейся ситуации, приезжие, как могут, обживаются в белорусских городах.
«Большая часть беженцев, которые сейчас находятся на границе Беларуси и Польши, — это курды, которым все время серьезно доставалось от жизни», — такое мнение в эфире телепередачи «Новости 24» на телеканале СТВ высказал историк-востоковед Владимир Кошелев. — Курды — это самый многострадальный народ на Ближнем Востоке, может даже в большей степени, чем афганские народы. Они оказались в чрезвычайно сложной ситуации, особенно сейчас, в период сирийского кризиса, гражданской войны в Сирии. Все очень плотно переплелось, и курды оказались в эпицентре этого кризиса, принимали участие в военных действиях и вели борьбу против международного терроризма, — отметил эксперт. — Курды оказались даже не между двух огней, а сразу между несколькими огнями: собственная гражданская война в Сирии, борьба с ИГИЛ, с другой стороны — Турция, еще с одной – Иран».
Курды — индоевропейский этнос, их историческая родина — горные области нынешних Ирака, Ирана, Сирии и Турции, которые известны под собирательным названием Курдистан. Всего в регионе живет около 30 млн курдов, это четвертая по численности народность Ближнего Востока, а также самый большой народ региона, не имеющий собственного государства. Большинство курдов — мусульмане суннитского толка, хотя в их среде распространены и другие конфессии. В том числе езидская — синкретическая вера, совмещающая в себе элементы многих религий.
Курды — самобытный народ с древними традициями. Например, развестись с женой считается позором, и такие случаи встречаются крайне редко. Кровная месть актуальна у курдов и до настоящего времени. Многие курдские женщины и девушки ходят в брюках, что объясняется удобством при верховой езде на лошадях. Отличается этот народ и своим уважительным отношением к представителям других религий, независимо от того, какая вера у курдов, они могут участвовать в религиозных церемониях иных конфессий. Также курды отличаются своим дружелюбием по отношению к другим национальностям, однако не терпят ситуаций, связанных с притеснением их языков, обычаев и порядков. У курдов Сирии женщины имеют равные права с мужчинами и на войне, и во власти.
Курдские отряды сыграли ключевую роль в победе над «Исламским государством», но сейчас на севере Сирии они под угрозой после ухода американцев и вторжения Турции.
В охваченной войной Сирии они пытаются строить автономию на принципах децентрализации власти. И в Сирии, и в Турции курды хотят получить статус самоуправляемого региона, схожий с тем, что имеют их соотечественники в Ираке, где по новой конституции была создана автономная область с широкими правами самоуправления.
«Во время военного конфликта их использовали как инструмент против ИГИЛ. С такой точки зрения все становится на свои места: почему им помогали оружием, обмундированием и другим. И понятно, почему США поддерживали их. Когда американцы решили покончить с ИГИЛ, они использовали все возможные инструменты для борьбы с этим формированием», — рассказал Владимир Кошелев.
Вмешательство ЕС и Америки во внутренние дела третьих стран привели к созданию напряженности во многих регионах мира, спровоцировав многочисленные потоки беженцев.
«С момента принятия Устава ООН, закрепившего принцип невмешательства во внутренние и внешние дела суверенных государств, США, по нашим подсчетам, с 1946 по 2000 год совершили свыше 100 очевидных актов вмешательства, причем сознательного и грубого, в дела более 60 государств», — сказал глава временной комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ Андрей Климов. По его словам, речь идет о государствах Европы, Азии, Латинской Америки.
«Я буду краткой: Германия — сильная страна. Мы справимся», — такими словами канцлер ФРГ Ангела Меркель в августе 2015 года пыталась успокоить жителей Германии, столкнувшейся с крупнейшим со времен Второй мировой миграционным кризисом.
К 2021 году Европа так и не смогла с ним справиться, как обещала Меркель. Европейцы не договорились о единых правилах размещения беженцев, а регулярные теракты громко напоминают о проблемах в системе безопасности и неудачных попытках интегрировать в европейское общество всех приезжих. Но, пожалуй, главное последствие кризиса — раскол в европейском сообществе. Если пять лет назад между странами ЕС царило взаимопонимание в этом вопросе, то сейчас многие из них выступают категорически против приема новых беженцев. Европейское гостеприимство закончилось в тот момент, когда европейцы осознали, что гости не собираются покидать их дом, но и не готовы жить по правилам хозяев.
Сегодня руководители некоторых европейских государств делают заявления, в которых прямым текстом обвиняют Беларусь в организации миграционного кризиса. Александр Лукашенко в очередной раз отверг подобные обвинения, назвав их чепухой. Он подчеркнул, что сами страны Запада виноваты в возникшем миграционном кризисе. «Вы их туда звали. Вы разорили там эти страны. Вы — первопричина того, что люди бегут от войны на Запад, — сказал Президент. — Поэтому надо разбираться там. И я уже не раз подчеркивал, что это международная банда, которая оттуда людей перевозит не только через Беларусь. Через Средиземное море еще больше идет в ЕС народа. Валом идут. И это все организовано соответствующими людьми».