Порядок подачи заявлений для осуществления административных процедур в электронной форме
Шаг 1: Регистрация на едином портале электронных услуг
Зарегистрироваться на портале https://account.gov.by (раздел "Регистрация") можно двумя способами:
-через электронную почту путем заполнения регистрационной формы. Получив сообщение по электронной почте, необходимо активировать личный кабинет пользователя;
-через электронную цифровую подпись (далее ЭЦП). В этом случае следует придерживаться соответствующей инструкции.
Справочно:
Получить ключ ЭЦП можно в региональных регистрационных центрах республиканского удостоверяющего центра Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (РУЦ ГосСУОК), который осуществляет все необходимые процедуры, связанные с открытым ключом ЭЦП, сертификатом открытого ключа ЭЦП и самой ЭЦП.
Подробнее о функционировании РУЦ ГосСУОК и получении ключа электронной цифровой подписи https://nces.by/pki/
Шаг 2: Авторизация на портале
Авторизация зависит от способа регистрации: либо с использованием логина и пароля, либо с использованием ЭЦП.
Наряду с уже традиционной ЭЦП, граждане могут идентифицироваться с помощью уникального идентификатора.
Справочно:
уникальный идентификатор – данные, однозначно характеризующие гражданина при осуществлении административных процедур в электронной форме через личный электронный кабинет, в отношении которых законодательством об административных процедурах установлена такая форма их осуществления, а также при заказе и получении электронных услуг постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2017 г. № 637
Уникальный идентификатор позволяет войти в персональный электронный кабинет на едином портале электронных услуг и осуществить:
-подачу (отзыв) заявлений об осуществлении административных процедур;
-получение административных решений (уведомлений о принятых административных решениях);
-подачу (отзыв) административных жалоб в электронной форме.
Перечень административных процедур, в отношении которых установлена электронная форма осуществления, определяется законодательно.
Пароль можно изменить неограниченное количество раз, в случае утраты пароля, доступ к электронному кабинету может быть восстановлен по просьбе гражданина.
Гражданин вправе отказаться от пользования идентификатором, после чего блокируется такой доступ в электронный кабинет. По заявлению доступ с использованием уникального идентификатора может быть возобновлен, при этом вся история предыдущего взаимодействия восстанавливается автоматически.
Как получить идентификатор?
Право на получение идентификатора имеют граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, которым выдан документ, удостоверяющий личность (далее – гражданин), с целью обеспечения доступа к единому порталу электронных услуг для подачи (отзыва) заявлений об осуществлении административных процедур, получения административных решений, уведомлений о принятых административных решениях и подачи (отзыва) административных жалоб в электронной форме.
Для получения идентификатора необходимо обратиться в службу "одно окно" либо иные государственные организации, уполномоченные Советом Министров Республик Беларусь на выдачу уникального идентификатора.
Назначение уникального идентификатора гражданину для личного электронного кабинета осуществляет служба выдачи по письменному заявлению о выдаче (блокировке, разблокировке, изменении номера телефона) уникального идентификатора по форме.
Для подтверждения личности гражданин предъявляет в службу выдачи документ, удостоверяющий личность.
Шаг 3: Заполнение электронного заявления об осуществлении электронной процедуры
Электронное заявление об осуществлении электронной процедуры заполняется в личном кабинете пользователя.
Перечень административных процедур в соответствии с правами пользователя отобразится в его личном кабинете.
Шаг 4: Оплата процедуры
При заказе электронной процедуры в личном кабинете пользователя формируется 30-значный код - номер заказа, с помощью которого оплачивается данная процедура любым удобным способом (например, через любое отделение банка, ЕРИП).
В личном кабинете пользователь прикрепляет электронный вид квитанции об оплате административной процедуры.
Шаг 5: Получение электронного решения
Электронное заявление уполномоченный государственный орган рассматривает в том же порядке, что и заявления в письменной форме, но с учетом некоторых особенностей.
После выполнения административной процедуры уполномоченным органом в личном кабинете пользователя отобразится решение по результатам оказания административной процедуры.
Перечень административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг, установлен, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 2024 г. № 322.